Арматура (железобетон)


Арматурный каркас плиты перекрытия перед заливкой бетоном

Арматура — совокупность соединённых между собой элементов, которые при совместной работе с бетоном в железобетонных сооруженияхвоспринимают растягивающие напряжения (балки), а также могут использоваться для усиления бетона в сжатой зоне (колонны).

Элементы арматуры делятся на жёсткие (прокатные двутавры, швеллеры, уголки) и гибкие (отдельные стержни гладкого и периодического профиля, а также сварные или вязаные сетки и каркасы). Арматурные стержни могут быть стальными (сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций [1]), композитными (композитная полимерная для армирования бетонных конструкций ГОСТ 31938-2012), древесного происхождения (бамбуккар) и др.

Классификация[править | править вики-текст]

Арматура классифицируется по ряду признаков: по назначению, ориентации в конструкции, условиям применения, по виду материала из которого арматура изготавливается.

По назначению[править | править вики-текст]

По назначению арматуру разделяют:

  • рабочая арматура (сечение назначается по расчету, воспринимает усилия в элементах от основной нагрузки)
  • конструктивная (распределительная) (сечение назначается по минимальному проценту армирования, воспринимает усадку/расширение, температуру воздействия)
  • монтажная (устанавливается для объединения рабочей и конструктивной в сетки и каркасы)
  • анкерная (закладные детали)

По ориентации в конструкции[править | править вики-текст]

Классификация арматуры по ориентации:

  • поперечная — арматура, которая препятствует образованию наклонных трещин от возникающих скалывающих напряжений вблизи опор и связывает бетон сжатой зоны с арматурой в растянутой зоне;
  • продольная — арматура, которая воспринимает растягивающие или сжимающие напряжения и препятствует образованию вертикальных трещин в растянутой зоне конструкции.

По условиям применения[править | править вики-текст]

По условиям применения бывает:

Напрягаемая арматура в предварительно напряжённых ж/б конструкциях может быть только рабочей.

Применение[править | править вики-текст]

Совместную работу арматуры и бетона обеспечивает сцепление их по поверхности контакта. Сцепление арматуры с бетоном зависит от прочности бетона, величины его усадки, возраста бетона и от формы сечения арматуры и вида её поверхности.

Возможны пять видов контакта арматуры с бетоном:

  • соединения на связях сдвига;
  • трение;
  • сцепление (соединение с помощью бетонирования стального элемента арматуры);
  • обжатие арматуры бетоном после его усадки;
  • электрохимическое взаимодействие стальной арматуры и цементного раствора.

Если арматура была подвергнута предварительному натяжению, то её называют напрягаемой. Натяжение служит для увеличения прочности железобетонной конструкции путём предотвращения образования трещин, уменьшения прогибов и снижения собственной массы конструкции — поскольку по весу требуется значительно меньше арматуры.

В железобетонных изделиях, в основном, используются арматурные изделия, которые представляют собой соединённые между собой стержни арматурной стали. Основные способы соединения стержней — это электросварка, вязка проволокой. Вместо вязки проволокой используют специальные арматурные фиксаторы, изготовленные из пружинной стали. Газовая сварка, как правило, не применяется.

Основные виды арматурных изделий:

  • плоские арматурные решётки (сетки);
  • пространственные арматурные каркасы.

Сцепление арматуры с бетоном[править | править вики-текст]

Надежное сцепление арматуры с бетоном создаётся тремя основными факторами[2]:

  1. сопротивлением бетона усилиям смятия и среза, обусловленным выступами и другими неровностями на поверхности арматуры, т. е. механическим зацеплением арматуры за бетон
  2. силами трения, возникающими на поверхности арматуры благодаря обжатию арматурных стержней бетоном при его усадке
  3. склеиванием (адгезией) поверхности арматуры с бетоном благодаря вязкости коллоидной массы цементного теста

Наибольшее влияние на сцепление арматуры с бетоном оказывает первый фактор – он обеспечивает около 75% от общей величины сцепления.

Существенное влияние на сцепление арматуры с бетоном оказывает седиментация твёрдых частиц и выжимание воды при твердении бетонной смеси. Это приводит, особенно в подвижных составах бетона, к тому, что сцепление арматуры с бетоном становится различным для стержней в направлении бетонирования и перпендикулярно ему в нижней или верхней частях сечения изделия, бетонируемого за один приём.

Виды арматуры[править | править вики-текст]

В зависимости от механических свойств и «узора» профиля, подразделяется на классы АI (А240), АII (А300), АIII (А400), АIV (А600) и АV (А800). Кроме того в последние годы получила широкое применения арматура А500С, не имеющая аналогов по ГОСТ 5781-82, поэтому выпускаемая производителями по техническим условиям (ТУ) или СТО АСЧМ 7-93 – являющимся стандартом ассоциации предприятий по стандартизации продукции черной металлургии.

Арматура А-I (А240)[править | править вики-текст]

Арматура А-I (А240) - это горячекатаная круглая сталь гладкого профиля. Арматура класса А240 диметром до 12мм изготавливается в мотках и прутках, большие диаметры изготавливаются только в прутках. Для изготовления арматуры класса АI используют стали следующих марок: Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп. Диаметр профиля арматурной стали класса АI (А240) изготавливается от 6мм до 40мм.



Похожие статьи

Бетон

Бетон

Укладка бетонной смесиБето́н (от фр. béton) — искусственный каменный строительный материал, получаемый в результате формования и затвердевания рационально подобранной и уплотн..

Железобетон

Железобетон

У этого термина существуют и другие значения, см. Железобетон (значения).Арматура для железобетонных конструкцийОдна из самых высоких статуй в мире — Родина Мать на Мамаевом кургане&nbs..

Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо